ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ
Дорогие родители!
В мае воспитательная работа в нашем детском саду направлена на раскрытие ценности «Родина».
Это своего рода обобщение всего, что происходило в течение учебного года в поисках ответа на очень важный и чрезвычайно сложный вопрос — Что значит Родина для ребенка? С чего она начинается? Через какие слова, образы, символы дети начинают представлять, в какой замечательной стране они живут. Начинают рассуждать о том, что наша страна велика не только своими бескрайними просторами и прекрасными пейзажами, но, прежде всего, своей славной историей и культурой, своими людьми — трудолюбивыми, дружелюбными, гостеприимными… Большое значение имеет вдумчивая работа с картой нашей страны, которую мы с детьми каждый месяц наполняем новым содержанием. Карта предполагает путешествие по стране, но в рамках воспитательной (и шире — образовательной) работы путешествия больше похожи на игру в воображаемом пространстве. Зато в семье открываются широкие возможности для самых настоящих путешествий. Давайте поговорим о том, чем путешествие отличается от прогулки или экскурсии и какие существуют традиции семейных путешествий по стране.
Прогулка — одна из свободных форм организации досуга, которая, как правило, носит кратковременный характер и обычно длится от 15–20 минут до 2–3 часов. Любая прогулка предполагает активность — двигательную, познавательную, коммуникативную. В отличие от прогулки, экскурсия является организованной формой взаимодействия и предполагает достижение четко обозначенной познавательной цели, в большинстве случаев связана с посещением конкретного места (пространства, учреждения), что предполагает наличие экскурсовода.
В свою очередь, путешествие — это и организованная (спланированная), и в то же время свободная форма досуга. Можно выделить два существенных признака путешествия — время и пространство. Время — более длительное, чем на прогулке или экскурсии (бывают путешествия, которые длятся несколько месяцев и даже лет). Пространство — более удаленное, чем во время прогулки или экскурсии. Вот почему для знакомства с близким окружением избираются прогулки или экскурсии, а для знакомства с далекими краями и мирами нужны путешествия. Итак, что важно учитывать для
подготовки и осуществления путешествия.
- Выбор места и осмысление семейных мотивов путешествия (например, побывать в той деревне, где родилась бабушка или дедушка;
- увидеть школу, в которой училась мама, когда была маленькой, обнять дерево, которое в детстве посадил папа).
- Определение общей цели и детализация персональных целей путешествия с учетом возраста, физического состояния, опыта интересов каждого члена семьи.
- Разработка маршрута и выбор видов транспорта (важно, чтобы во время путешествий дети могли получать впечатления через иллюминатор самолета, окно поезда или автомобиля, а также часть маршрута преодолевали пешком или на велосипеде и др.).
- Создание программы (сценария) путешествия с подбором общей информации о значимых объектах (достопримечательностях). Эта информация должна быть интересной, важной и понятной всем участникам путешествия (что и как рассказать, на что обратить внимание).
- Согласование способов фиксации впечатлений (телефон, фотоаппарат, видеокамера, дневник путешествия, аудиодневник).
- Сборы в дорогу (важно обсуждать с детьми, какие вещи, обувь, продукты, лекарства могут понадобиться во время путешествия, составить список, предложить детям самим упаковать рюкзак или чемодан).
- Надеемся, что такие рекомендации не только помогут укрепить традицию семейных путешествий, но и помогут в воспитании важных личностных качеств ребенка.